Ценообразование в строительстве: революция отменяется
Несведущий популизм и манипуляция ключевиками были и остаются визитной карточкой политиков от экономики. Это касается и ценообразования в строительстве
В публикации «Строительной газеты» №40 от 7 октября 2016 года под заголовком «Вектор сметы» нас информируют о том, что ФАУ «ФЦЦС» войдёт в ФАУ «Главгосэкспертиза Рф» и в процессе этой очередной «оптимизации» институт экспертизы и ценообразования сделаются единой системой регулирования в строительстве. Новый 1-ый заместитель начальника по ценообразованию Главгосэкспертизы и вчерашний управляющий ФЦЦС, выходец из «Лукойла», чьё имя плотно связано с «Олимпстроем», И.Н. Лищенко робко сказала, что «революцию в ценообразовании», обещанную нам ранее, решено сейчас переформатировать в безболезненное и мирное «планомерное улучшение»: нечто «наилучшее» остается и будет обновляться при необходимости. Упомянутые госпожой Лищенко «актуализацию и инвентаризацию» сметных нормативов будут проводить с привлечением знатных, но неназванных представителей профсообщества. Что и кто кроется за этими пафосными словами (ну и кроется ли?), осталось за кадром…
За комментами мы обратились к одному из ведущих профессионалов в сфере ценообразования в строительстве, руководителю Воронежского Регионального центра ценообразования и экономики в строительстве, д.э.н., доктору Владимиру Дорожкину:
– Владимир Романович, в согласовании с постановлением Правительства РФ «О федеральной гос информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)» от 23 сентября 2016 г возможности по созданию и эксплуатации ФГИС ЦС возложены на ФАУ «Главгосэкспертиза Рф», которое сейчас, не считая собственных прежних функций, будет проводить мониторинг цен на строй ресурсы, разрабатывать сметные нормативы. Как Вы считаете, способна ли новенькая система удешевить стройку, улучшить работу отрасли, уменьшить риск ошибок при расчётах, как убеждают в Минстрое Рф?
– Утверждается, что система включит в себя информацию о ценах строй ресурсов, полученную на базе мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование, цены эксплуатации машин и устройств, уровня оплаты труда в регионах. Зададимся вопросом: кто и как это будет делать, да ещё и в разрезе субъектов РФ? Ведь стоимость в строительстве может быть определена лишь на региональном уровне, и, подчеркну, разница цены одних и тех же стройматериалов может в два раза отличаться даже и в одном регионе.
Единой методики регистрации (мониторинга) и расчёта текущих цен на сегодня не существует. Есть только проекты методик определения сметных цен на материалы, машины и механизмы, размера средств на оплату труда.
Если ранее в ФЦЦС и Минстрое (Госстрое) делали новейшую, потом «эталонную», в 2014 снова «новейшую» СНБ, то сейчас основное внимание уделяется мониторингу ресурсов и созданию ФГИС ЦС. Кстати, на официальном веб-сайте госзакупок 19 ноября объявлен конкурс (номер 31604351115) с исходной ценой 105 млн. руб. на выполнение работ по созданию ФГИС ЦС. В требованиях к участникам закупки: наличие действующей лицензии ФСТЭК Рф на деятельность по технической защите секретной инфы; наличие действующей лицензии ФСБ РФ на воплощение разработки информационных систем; наличие исполненного контракта на разработку (создание) информационной системы в сфере строительства со ценой такового контракта более 10% от исходной наибольшей цены за последние 3 года. Невольно охото поинтересоваться: много ли в стране разработчиков программного обеспечения, которые соответствуют таким требованиям? Либо этот конкурс, как нередко бывает у нас с госзакупками, просто формальность, а его итоги уже известны необходимым людям?
Никто в Минстрое больше не ворачивается к идее внедрения укрупнённых характеристик, некогда объявленной многообещающим направлением в части оптимизации цены. На федеральном уровне до сего времени нет методических советов и пособий по всей системе укрупнённых характеристик! Их просто некоторому создать: там не осталось экспертов. О необходимости разработки системы укрупнённых характеристик, приспособленной к различного уровня стоимостным расчётам в протяжении актуального цикла инвестиционно-строительного проекта (ИСП) мы много лет напоминали на страничках отраслевых изданий, но нам продолжают упорно навязывать нормативы цены строительства (НЦС), лишённые обоснования, не прошедшие обсуждения и экспертизы укрупнённые характеристики с неопределённой погрешностью, притом на федеральном уровне, запамятывая, что тот либо другой укрупнённый показатель может быть сформирован лишь на региональном строительном рынке.
О системности в ценообразовании в строительстве, об управлении ценой (УС) и стоимостном инжиниринге снова "запамятовали".
Мы много раз давали в СМИ публикации об неотклонимом внедрении УС в составе управления проектами, что обеспечивает прозрачность цены на всех шагах ИСП. Не желают наши бюрократы и власти об этом гласить. Без УС проще не раз пересматривать цена ИСП и исключительно в сторону его роста. Стоит тут припоминать о том, во сколько раз выросла цена строительства стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, который еще не сдан в эксплуатацию?
Мы должны вовремя нормировать и расценивать передовые архитектурно-планировочные и строительно-конструктивные решения в ИСП, обеспечивать ценовое сопровождение по новым материалам, машинам, технологиям, организации труда и производства во всех сферах отрасли на всех шагах реализации ИСП посреди всех его участников.
С передачей Главгосэкспертизе возможностей ликвидируемого «ФЦЦС» появляется вопрос о вероятном конфликте интересов. Ведь выходит так, что Главгосэкспертиза будет разрабатывать сметные нормативы и проводить мониторинг текущей цены строй ресурсов, определять по ним цена строительства и эта же структура будет давать заключения о достоверности определения сметной цены строительства и полгого ремонта. Своя рука владыка?
Появляется вопрос о профессионализме и уровне образования тех, кто готовил и будет готовить законы, постановления, приказы. Из чиновников в высшей власти уволили «академиков». Ждем, не дождёмся, когда из министерств и ведомств уберут дилетантов от строительства.
– Сообщается также о проекте постановления Правительства РФ о Порядке мониторинга цены строй ресурсов, об актуализации сметных норм…
– Согласно этому проекту мониторинг содержит в себе сбор инфы о ценах строй ресурсов, обработку, классификацию и хранение приобретенной инфы в целях формирования сметных цен ресурсов.
Предусматривается, что сведения о цены материалов, изделий, конструкций и оборудования будут обновляться не пореже 1-го раза в квартал, данные о цены приобретения (почему «приобретения»?) строй машин и автотранспортных средств - один раз в год. Сформированные сметные цены строй ресурсов, созданные для определения стоимостных характеристик сметных нормативов, должны находиться в открытом доступе в ФГИС ЦС.
ФАУ «Главгосэкспертиза Рф» будет вести таковой мониторинг на основании инфы, предоставляемой производителями либо поставщиками, внесенными в Реестр производителей и поставщиков строй ресурсов (формирование и ведение данного реестра производит Минстрой Рф на основании данных о поставщиках инфы, представленных Минпромторгом Рф), также Росстатом, Минтрудом Рф, Минтрансом Рф.
Другими словами, юридические лица, которых обусловят и занесут в Реестр производителей и поставщиков строй ресурсов (как будет формироваться этот Реестр?), согласно еще одному проекту приказа Минстроя Рф «Об утверждении форм представления инфы, нужной для определения сметных цен строй ресурсов», будут должны представлять информацию о цены строй материалов, изделий, конструкций, оборудования, строй машин и автотранспортных средств, также другие данные. Подчеркиваю, должны представлять! И не считая этого, в проекте о порядке мониторинга обозначено, что сведения о цены строй ресурсов, получаемые от производителей либо поставщиков, направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС).
Чтоб было понятно, о чем мы говорим, приведу только один пример: в форме предоставления инфы о ценах на строй ресурсы находятся такие графы как производственная мощность по виду продукции, объем реализации и отпускная стоимость продукции. Вопрос к производителям и поставщикам строй ресурсов: вы готовы давать по таковой форме беспристрастную и животрепещущую информацию о цены собственной продукции, беря во внимание, что эта информация попадет в ФНС либо к соперникам (в русских реалиях - очень даже может быть) со всеми вытекающими последствиями для определенного юридического лица? Либо для вас выгодней будет не передавать такую информацию вообщем, или докладывать недостоверную информацию, пусть с вероятным штрафом в 3-5 тыщ рублей, но не ставить собственный бизнес под опасность исчезновения?
Не считая этого, существует неограниченное количество вопросов, которые необходимо будет решить для проведения вправду беспристрастного мониторинга животрепещущих цен на строй ресурсы. Это очень трудозатратный и тщательный процесс. Знаем наверное, так как увлечены этим больше 20 лет. Потому появляются огромные сомнения в том, что Главгосэкспертиза, а конкретно три управления со штатом в несколько 10-ов человек, которыми будет управлять госпожа Лищенко, сумеет совладать с таковой масштабной задачей.
Как можно мониторить цены на сотки тыщ строй ресурсов (управление строительной отрасли гласило о 300 000 ресурсов)? Их просто не существует! Практика мониторинга показала, что довольно выслеживать 2 - 5 тыс. позиций, что и делали практически все Региональные центры по ценообразованию в стране. Кому необходимы сотки характеристик по малоценным и иным материалам, составляющих толики процента в цены вида работ, когда в ГЭСН заложены обобщения и усреднения в размере до 3 %?
По нашему воззрению, которое делят и коллеги в проф обществе, выполнить планируемый Минстроем Рф проект мониторинга цены строй ресурсов в масштабах нашей большой страны на современном шаге не представляется вероятным.
Желаем выделить, получить какие-то данные от поставщиков (изготовителей) и собрать все это в одну таблицу - это может быть. Но таковой мониторинг будет нужен, возможно, только Минстрою, что именуется «для галочки». Полностью допускаем, что ФГИС ЦС даст основание для административного манипулирования с ценами на строй ресурсы в угоду интересам определенных лиц.
– Каковы итоги революционной программки «400 дней»?
– Перечислю все, что было изготовлено по этой программке за прошедший год:
1. Подписан Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении конфигураций в Градостроительный кодекс Русской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об вкладывательной деятельности в Русской Федерации, осуществляемой в форме серьезных вложений», который условно именуют «Закон о ценообразовании».
2. Принято постановление Правительства РФ №959 от 23.09.2016 г. «О федеральной гос информационной системе ценообразования в строительстве», которое обязует Минстрой Рф до 1 марта 2017 г. сделать федеральную муниципальную информационную систему ценообразования в строительстве и утверждает Положение об этой системе.
3. По инфы от ликвидируемого ФАУ «ФЦЦС», в октябре текущего года научно-экспертный совет по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое Рф одобрил предложение ФАУ «ФЦЦС» о включении в сметно-нормативную базу 435 сметных норм на более животрепещущие и нужные отраслью виды работ (устройство закрытых подземных переходов способом горизонтально-направленного бурения; установка частей каркасов быстровозводимых построек из железных сварных профилей на болтовых соединениях (без внедрения сварки); устройство железной водосточной системы (колен, воронок, водосточных труб) из готовых частей; прокладка дюралевых гибких гофрированных воздуховодов; установка люков противопожарных и другие).
Размещены проекты неких документов, посреди которых:
«Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и устройств и Методики определения размера средств на оплату труда в сметной документации на строительство»;
«Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной цены объектов серьезного строительства»;
«Об утверждении Порядка воплощения мониторинга цены строй ресурсов на местности Русской Федерации»;
«О внесении конфигураций в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Русской Федерации», в каком предлагается установить порядок проведения аттестации, переаттестации на право подготовки заключений о результатах оценки достоверности сметной цены строительства, и порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений о результатах оценки достоверности сметной цены строительства.
«Об утверждении формы классификатора строй ресурсов».
Вот и все фактические итоги превосходной программки «400 дней»!
Ни одной готовой методики; ни 1-го, внесенного в действующую сметно-нормативную базу, нового сметного норматива; никакого, даже отдельного модуля ФГИС ЦС, запущенного, пусть, в опытную эксплуатацию. По факту, на сегодня наше проф общество не получило ничего из того, что декларировалось на старте программки «400 дней».
За величайшее достижение нам выдают Федеральный закон ФЗ № 369 от 3 июля 2016 г., т.н. «Закон о ценообразовании», по которому в Градостроительном кодексе РФ закреплены понятия «сметная цена строительства, реконструкции, полгого ремонта», «сметные нормы», «сметные цены строй ресурсов», «сметные нормативы». Обозначено, что органы гос власти РФ в области градостроительной деятельности могут утверждать сметные нормы и методики их внедрения; ведут федеральный реестр сметных нормативов и ФГИС ЦС.
Это, естественно, все отлично, но что нового и полезного тут для инженеров-сметчиков? Разве в МДС 81-35.2004 не было определений сметной нормы, сметного норматива, сметной цены и др.? Разве в постановлении Правительства РФ №427 от 18.05.2009 не было обозначено, кто сформировывает и ведет федеральный реестр сметных нормативов?
– Минстроем Рф было утверждено Государственное задание ФАУ «ФЦЦС», с выделением из бюджета около 800 млн. рублей раз в год. На официальном веб-сайте муниципальных закупок 19 ноября 2015 г. была расположена информация о проведении 10 открытых конкурсов по реализации концепции «400 дней». Последующие 10 конкурсов по реализации Муниципального задания Минстроя Рф были объявлены в апреле текущего года. Пожалуйста, прокомментируйте их результаты.
– В целом на реализацию Муниципального задания Минстроя Рф за 2015 и 2016 годы выделено практически 800 млн. руб. (более 270 млн. руб. в 2016 и поболее 500 млн. руб. в 2015 г.).
Воронежский Региональный центр ценообразования и экономики в строительстве тоже готов был подать заявку на роль в этом конкурсе. Те же намерения декларировал ряд других узнаваемых в проф среде организаций. Но доступ к роли в конкурсе реально нам был перекрыт: 5% от цены закупки на обеспечение заявки и 30 % на обеспечение договора – суммы очень значимые.
Кто же фавориты этих конкурсов? Многие организации, получившие договоры, неопознаны в проф обществе и ранее не занимались ценообразованием и сметным нормированием. Может быть, на критериях субподряда, работы по договорам практически делают другие организации.
Что получим на выходе? Получим некоторые готовые разработки (методики, сметные нормативы, НЦС и пр.), качество и полноту которых необходимо будет еще проверить и оценить. Судя по всему, если до того дойдет, заниматься этим будет экспертный совет ФАУ «ФЦЦС» и научно-экспертный совет по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое Рф.
По последним сообщениям с веб-сайта ФАУ «ФЦЦС», 15 ноября состоялось еще одно заседание Экспертного совета ФАУ «ФЦЦС», на котором одобрены методические советы по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, на эксплуатацию машин и устройств, также на издержки труда в строительстве. Также одобрены сборники НЦС-07 «Стальные дороги», НЦС-09 «Мосты и путепроводы» и актуализированные ГЭСН сборника 7 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные». Экспертный совет ФАУ «ФЦЦС» рекомендовал вынести все вопросы повестки денька на рассмотрение Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию при Минстрое Рф.
До конца года, т.е. до прекращения существования ФАУ «ФЦЦС», остается совершенно незначительно времени. Неясно, когда подвергнутся рассмотрению, одобрены либо высланы на доработку все другие методики и сметные нормативы, на разработку (актуализацию) которых в 2015 – 2016 гг. проводились конкурсы.
Может быть, формально все контракта по конкурсам будут закрыты. Но какого проф уровня нормативно-методические документы получит общество инженеров-сметчиков? Ведь работать по готовым методикам и сметным нормативам будут они, практикующие сметчики, чье мировоззрение и предложения фактически не учитывались в процессе сотворения и рассмотрения новых документов.
Полностью возможно, что все завершится еще одним переписыванием имеющихся сметных нормативов, как в случае с упомянутым выше «Законом о ценообразовании». Будут удачно (для определенных лиц) освоены многомиллионные средства из бюджета, управление Минстроя бодро отчитается о «серьезнейшей» проделанной работе. Как уже говорилось выше, у нас нет никаких оснований считать, что Минстрою получится сделать адекватную и жизнестойкую ФГИС ЦС. Но при всем этом Минстрой гарантированно добавит дополнительные трудности для производителей (поставщиков) строй ресурсов, также для самих строителей.
- Что, в связи с ранееизложенным, происходит на региональном уровне, в нашей Воронежской области?
- В ряде регионов (г. Санкт-Петербург, Иркутская область, Чувашская республика, Нижегородская область) разработаны и внесены в федеральный реестр сметных нормативов Территориальные укрупненные нормативы цены строительства (ТНЦС), а в Татарстане - Территориальные нормативы цены конструктивных решений (ТНЦКР). Другими словами в ряде регионов сделали верный шаг, "привязав" федеральные укрупненные нормативы к местным условиям. В нашей области такового никто не сделал, последнее, что мы лицезрели на уровне нашего региона - это приказ департамента архитектуры и строительной политики от марта 2015 г. о внедрении ТЕР редакции 2014 г.
Уже много раз мы гласили о несоответствии индексов конфигурации сметной цены СМР, выпускаемых Воронежским филиалом "ФЦЦС", и индексов, выпускаемых Минстроем Рф, но ничего тут не поменялось и уже не поменяется - с ликвидацией "ФЦЦС" закончат существовать и все его филиалы. Но кто будет в будущем году заниматься разработкой индексов к действующей сметно-нормативной базе для Воронежской области? Пока никакой ясности в этом вопросе нет.
На данный момент больше всего интересует реализация у нас, в Воронежской области, постановления Правительства РФ «О федеральной гос информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)» и как (и кем) будет проводиться для этой системы мониторинг цены строй ресурсов, о чем мы уже гласили ранее. Филиала ФАУ «Главгосэкспертиза Рф», который уполномочен производить мониторинг цены строй ресурсов, в Воронеже нет, ближний находится в Саратове, означает, Саратовский филиал Главгосэкспертизы и будет этим заниматься, охватывая местность Воронежской, также еще 10 областей, которые относятся к этому филиалу?
Наш Центр по ценообразованию работает вот уже 23 года. В процессе разработки сметно-нормативной базы (СНБ) ТЕР-2001 Воронежской области на базе ГЭСН-2001, с которой мы удачно совладали, нами подготовлена методика проведения регистрации (мониторинга) строй ресурсов и обработки результатов регистрации. Этот нормативный документ был утверждён Администрацией Воронежской области и высоко оценён в Госстрое РФ. Мы всегда занимались и продолжаем заниматься мониторингом цен на строй ресурсы по Воронежской области, который используем для расчета индексов конфигурации сметной цены к базовому уровню цен 2000 года, также для определения текущей цены главных строй ресурсов, и публикуем всю эту информацию в собственном каждомесячном информационно-аналитическом журнальчике "Строительство и цены ", которым пользуются сотки организаций.
Стоит отметить, что мы даём не только лишь текущие цены, да и укрупнённые ценовые характеристики на ресурсы-представители, на укрупнённые виды работ и на конструктивные элементы. Причём для каждого уровня укрупнения определена точность стоимостных расчётов.
Отслеживание результатов конфигурации цен на строй ресурсы и обработка собранной инфы - очень принципиальная и ответственная работа, результатом которой является справедливый уровень цен в строительстве на региональном уровне. Желаю ещё раз выделить, что цены на строй ресурсы на федеральном уровне, по какому-то среднему их значению на всю страну не необходимы никому. Наш Центр по ценообразованию готов принять роль в настолько подходящей всем строителям работе. Мы могли бы вести работы по мониторингу цен для ФГИС ЦС на региональном уровне. Остаётся ожидать, когда органы власти воспримут надлежащие решения по ФГИС ЦС, обусловятся определенные механизмы ее формирования, ведения и использования на уровне региона.
Дискутировал Юрий Лукин
(Специально для Агентства новостей "Строительный бизнес")
Коврик «Cardiff», 67x140 см, полипропилен/резина, цвет коричневый
Коврик Cardiff с антислиповым покрытием — это универсальный девайс для прихожей. Изделие имеет элегантный современный дизайн. Напольное покрытие из полипропилена с гибким резиновым основанием не опасается воды, потому подходит для помещений с высочайшей влажностью. Комфортная прямоугольная форма коврика и размер 67×140 см делают его уместным в комнате хоть какой площади. Общая толщина изделия составляет 8 мм. Страна производства — Греция.
Особенности
- Механический тип производства обеспечивает крепкость и долговечность изделия.
- Удобный карий цвет навечно маскирует загрязнения, потому изделие не просит каждодневной очистки.
- Загрязнения просто удаляются при помощи пылесоса.
- Коврик можно кооперировать с теплым полом.
- Нельзя использовать машинную сушку и стирку при уходе за изделием.
Внимание! Коврик является легковоспламеняющимся, потому его запрещено использовать поблизости огня.